Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по хозяйственному праву »

Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности [07.02.11]

Тема: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Раздел: Бесплатные рефераты по хозяйственному праву

Тип: Контрольная работа | Размер: 64.50K | Скачано: 255 | Добавлен 07.02.11 в 10:02 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


Содержание

1. Понятие и виды источников хозяйственного права 3

2. Лицензирование хозяйственной деятельности 11

Список литературы 16

 

Понятие и виды источников хозяйственного права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права. 

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные пра­вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про­тиворечить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те кон­ституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гаран­тии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государст­венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим раз­граничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федераль­ная государственная собственность и управление ею, установление ос­нов федеральной политики и федеральные программы в области эко­номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессу­альное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодатель­ства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предприни­мательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного само­управления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на­селением вопросов местного значения, владения, пользования и рас­поряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона­рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законода­тельства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма­тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо­вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор­мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп­ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпри­нимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской де­ятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри­нимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обра­щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри­нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос­ти, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред­принимательского права играют федеральные законы. Не ставя пе­ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако­ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, дей­ствующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприя­тиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера­тивах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февра­ля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышлен­ных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де­ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об ин­вестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельнос­ти» (далее — Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценоч­ной деятельности» (далее—Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъ­ектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, на­пример Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торгов­ле» (далее - Закон о биржах) и др.;

- законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (да­лее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом ре­гулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро­вания предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го­сударственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Прези­дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде­ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран­тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион­ности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно­шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни­мательского права. Акты Правительства в точном смысле их регуля­тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре­мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - норма­тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня­тые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наиболь­шее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис­терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета,  от­четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова­ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встреча­ются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действу­ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государ­ственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ­ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо­вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода­тельству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочис­ленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного ус­тройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъек­тов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе час­то напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источни­ков предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо­ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа­щие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами­ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде­лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай­ны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Ло­кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10.         Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко приме­няемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи­мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(Ст. 5ГКРФ)

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя­ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11.         Составной частью правовой системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двухсторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

 

Лицензирование хозяйственной деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности предприятий, направленной на ее упорядочивание и совершенствование. Для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности необходима лицензия.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10 февраля 2002 г., заменив прежний закон с таким же названием от 25 сентября 1998г.

Этот Федеральный закон определил основные принципы осуществления лицензирования:

Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а так же положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новом перечне основных принципов отсутствует один, который стоял на первом месте в утратившем силу Федеральном законе от  25 сентября 1998 г.: защита прав,  законных интересов, нравственности  и здоровья граждан и безопасности государства. Теперь этот принцип фигурирует в качестве основного критерия определения лицензируемых видов деятельности.

Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает исчерпывающий их перечень. В него включено 103 вида деятельности. В п.3 этой статьи указывается, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Следует подчеркнуть, что действие Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на 17 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление внешнеэкономических операций и др.

Лицензируются следующие виды деятельности в сфере торговля: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; деятельность по продаже электрической энергии гражданам; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом субъекте РФ, которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы осуществляют следующие функции:

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия.

Федеральным законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или места нахождения; для индивидуальных предпринимателей – изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать 6 месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Федеральным законом так же предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т.е. аннулируется.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

За рассмотрение заявления соискателя лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

 

Список  литературы

  1. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник.- 5-е издание.М.: «Юриспруденция», 2009г.- 800с.
  2. Хозяйственное (предпринимательское право). Учебник для вузов/Отв. Ред. Д.ю.н., проф.Ю.Е. Булатецкий, д.и.н., проф. Н.А. Машкин – М.: Норма, 2007-752с.
  3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление.: учеб. пособиед/студентов вузов. Под. ред. В.Я. Горфинкеля. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 495с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2009 года. – Новосибирск: Сиб. университет.изд-во, 2009. – 541 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+10
Размер: 64.50K
Скачано: 255
Скачать бесплатно
07.02.11 в 10:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе