Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Методологические особенности исторической школы Германии

Методологические особенности исторической школы Германии [10.10.10]

Тема: Методологические особенности исторической школы Германии

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.74K | Скачано: 336 | Добавлен 10.10.10 в 22:28 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1.Методологические особенности исторической школы 5

2. «Старая» историческая школа 7

3. Экономические концепции новой исторической школы 10

4. «Новейшая» историческая школа 14

Заключение 17

Список используемой литературы 19

 

Введение

Развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа. Немецкая политическая экономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран, но ввела национальную политэкономию. Историческое направление в политической экономии пыталось наметить третий путь между крайностями экономического либерализма и утопического социализма. Сторонники этого направления отвергли революцию и не ставили под сомнение частную собственность.

Выдвинутые исторической школой идеи заполняют всю вторую половину XIX века. Наибольшего расцвета они достигают в тече­ние последней четверти его. Но дата их происхождения восходит выше. Что­бы понять идеи школы, надо обратиться к этой эпохе, ибо оправда­ние и объяснение критики исторической школы находятся в тог­дашнем состоянии политической экономии.

У исторической школы была двоякая задача: положительная и критическая в одно и то же время. В критической части своей рабо­ты она подвергала вдумчивому обсуждению, всегда увлекательно­му, но иногда неправильному, принципы и методы прежних эко­номистов. В своей положительной части она открыла перед поли­тической экономией новые горизонты, расширила область ее на­блюдений и круг интересующих ее проблем. Но если относительно легко изложить критические идеи шко­лы, сформулированные в многочисленных книгах и статьях и об­щие почти всем входящим в нее писателям, то, наоборот, довольно трудно точно обозначить основные концепции, вдохновляющие ее на положительную работу. Действительно, эти концепции таятся в скрытом состоянии в работах ее главных представителей, но нигде определенно не сформулированы. Всякий раз, как экономисты исторической школы принимались определять их, они делали все в неявных и часто противоречивых положениях (некоторые из них учеников сами ныне признают это); не говоря уже о том, что они неодинаково сформулированы у различных авторов, относящих себя к числу приверженцев исторического метода. Во избежание утомительных повторений и бесчисленных дискуссий изложение начнется с краткого обозрения внешнего развития исторической школы, затем вся совокупность ее критической работы и, наконец, выявление ее положительных концепций о природе и предмете политической экономии.

 

1.     Методологические особенности исторической школы

Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми границами и огромными торговыми пошлинами. Это затрудняло торговлю, и следовательно, развитие экономической мысли в целом. Все же формирование экономической мысли в Германии в большей степени опиралось на труды Томаса Мальтуса.

Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:

1) 40—60 - е гг. XIX в. Этот период известен в истории под названием «Старая историческая школа». Основными лидерами этого этапа являются Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд, Карл Книс;

2) 70—90 - е гг. XIX в. Это второй этап, называется он «новая историческая школа». Основатели этого этапа— Луйо Брентано, Густав Шмоллер, Карл Бюхера.

3) первую треть XX в. принято называть «новейшей исторической школой». Ее основные лидеры — Венер Зомбарт (1863—1941), Макс Вебер (1864—1920), А.Шпитхоф.

Наибольший вклад в становлении экономической мысли в Германии определить практически невозможно. Одни считают, что существовали три этапа развития, и приписывают ценнейший вклад в развитие экономики Рошеру, Гильдебранду, Кнису. Другие же полагают, что было всего два этапа, поэтому родоначальниками и основоположниками следует считать Брентано, Шмоллера, Бюхера. К этой группе ученых относится также сам Шмоллер. Эта школа внесла новые элементы в саму методологию политической экономии. Суть этих элементов можно изложить в нескольких пунктах:

1) опора на экономическое развитие страны в целом, учет влияния «человеческого фактора»;

2) понимание того, как взаимосвязаны экономические и неэкономические факторы;

3) понимание роли неклассовых критериев;

4) исследование того, как они влияют на общественную жизнь и развитие общества.

Представителей различных поколений главным образом объединяет одна мысль — критика классической школы по поводу того, что ее представителями все рассматривается лишь в теории, не оставляя места для присутствия «человеческого фактора». Поскольку метод исторической школы был слишком нов для того времени, да к тому же совершенно не связан с уже существующими достижениями в экономической теории, то данное направление так и не смогло занять лидирующие позиции в экономике того времени. Это позволило бы наверстать упущения представителей классической школы. Такое стало возможно лишь в XIX—XX вв.

 

2. «Старая» историческая школа

Историческая школа зародилась в Германии, и этому были особые причины. Дело в том, что до 1871 г. Германия была лишь территорией, на которой находилось 36 немецкоязычных государств. Затянувшаяся феодальная раздробленность тормозила экономическое развитие Германии, и поэтому ее объединение было злободневным вопросом. Немецкая интеллигенция всячески подчеркивала духовное единство германской нации, большое внимание уделялось истории Германии. Теоретическому оформлению этих идей положила начало возникшая в Германии в первой половине ХIX в. историческая школа права. Ее лидер Фридрих Карл Савиньи доказывал, что право должно руководствоваться не абстрактной логикой, а опираться на «национальный дух» данной страны и иметь исторически преходящий характер. Эти идеи восприняла и историческая школа в экономической науке.

Ее предшественником был Фридрих Лист (1789 -1849), который в своей книге «Национальная система политической экономии» (1841) критиковал классическую политическую экономию, называя ее «космополитической экономией». Он указал на три недостатка теории Смита и его последователей: «космополитизм», т.е. идею о существовании единых для всех стран универсальных экономических законов, не учитывающих национальную специ­фику; «индивидуализм», т.е. использование в экономическом ана­лизе понятия «экономический человек» без учета всех обществен­ных связей, и «материализм», т.е. исследование только материаль­ных факторов создания богатства. В противовес этим недостаткам Лист выдвигает понятие «производительные силы нации». Во-первых, здесь берется не индивидуальный, а национальный масштаб, во-вторых, сюда включаются все сферы экономики, и в-третьих, помимо экономических сюда входят все общественные институ­ты. Он писал, что формирование производительных сил нации «является результатом взаимного действия интеллектуальных и материальных капиталов страны, капиталов сельского хозяйства, мануфактур и торговли».

Кроме того, Лист критиковал концепцию «экономического либерализма» и ее частный случай — концепцию фритредерства (свободы внешней торговли). Он писал, что здесь происходит на­вязывание всем странам экономической политики, нормальной и выгодной для Англии, которая была в то время лидером мировой экономики, но невыгодной менее развитым странам. В противовес этому Лист предлагает исторический подход к экономике разных стран. В частности, он выделяет пять стадий в развитии нацио­нальных экономик по отраслевому признаку: охотничью, пастушес­кую, аграрную, аграрно-промышленную и аграрно-промышленно-торговую — и указывает, что для достижения высшей стадии (на которой находится Англия) экономике четвертой стадии не­обходима помощь со стороны государства, в первую очередь по­литика протекционизма.

Вскоре после Листа трое других немецких экономистов стали развивать сходные идеи — Вильгельм Рошер (1817—1894) «Крат­кие основы курса политической экономии с точки зрения исто­рического метода» (1843), Бруно Хильдебранд (1812—1878) «По­литическая экономия настоящего и будущего» (1848) и Карл Книс (1821 — 1898) «Политическая экономия сточки зрения исторического метода» (1853). Все они работали самостоятельно, но впо­следствии их объединили понятием старая историческая школа. Так же как и Лист, они критиковали классическую политэконо­мию. Хильдебранд называл ее «естественным учением о челове­ческом эгоизме». В частности, они отвергали идею о «естествен­ных» экономических законах, настаивая на «относительности» и «изменчивости» экономики, развитие которой «идет параллельно с изменением самого народа». Книс противопоставлял вечные за­кономерности в природе свободе действий, свободе выбора чело­века в обществе, что и является причиной отличий хозяйствен­ной деятельности не только отдельных людей, но и наций. «Од­ного экономического идеала, — писал Рошер, — не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке». Помимо свободы выбора хозяйствующих субъектов на различие национальных экономик, по мнению представителей старой ис­торической школы, влияют политические, правовые, этические, психологические факторы. Последние объединяются понятием «национальный дух». Отсюда делался вывод о том, что каждая на­циональная экономика должна изучаться своей национальной экономической наукой.

И наконец, для Рошера, Хильдебранда и Книса был характе­рен исторический подход. Рошер писал, правда не конкретизируя этого понятия, об исторических законах экономики, Книс — об исторической относительности экономической политики и хозяй­ственных доктрин. Так же как и Лист, они выделяли этапы раз­вития экономики, но опирались на другие критерии. Рошер вы­делял три этапа по критерию ведущего фактора производства: древнейший, когда главным фактором производства была земля; средневековый, когда главным фактором стал труд свободных ремесленных цехов, и новый, когда с переходом к машинному производству главным фактором становится капитал. Хильдебранд тоже выделял три периода, взяв за основу развитие денежно-кредитных отношений: натуральное хозяйство (но с прямым товаро­обменом), денежное хозяйство и кредитное хозяйство.

 

3. Экономические концепции  новой исторической школы

Густав Шмоллер (1838-1917), профессор университетов в Страсбурге (1872-1882) и Берлине (с 1882 г.), один из основателей и позднее – председатель «Союза социальной политики», соглашался с выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих, но рассматривал монархию и государственное чиновничество как нейтрализующую силу в классовой борьбе. Сознание государственной властью своей ответственности перед обществом и защита интересов низших классов, социальное законодательство и гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями - таковы, по Шмоллеру, условия классового мира и эффективного фунционирования экономики. Другой активный деятель «Союза соци­альной политики» Луйо Бреитано (1848—1931) подчеркивал, что од­ной из задач политической экономии является разрешение «вопро­сов, возбужденных агитацией». Брентано обосновывал заинтересо­ванность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.

Деятели «Союза социальной политики» — экономисты «новой» ис­торической школы — приняли данное им прозвище «катедер-социа- листов», т.е. социалистов с профессорских кафедр. Один из них, Адольф Гельд (1844— 1880). Однако реформизмом не ограничилось стремление молодой ис­торической школы обозначить «третий путь» в политической эконо­мии. В 1874 г. Шмоллер предложил новую концепцию народного хо­зяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей», которая глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, госу­дарственность), связывает отдельные хозяйства. «Этот общий этос, как греки называли кристаллизованное в обычае и праве нравствен­но-духовное общее сознание, оказывает влияние на все поступки че­ловека, следовательно, и на хозяйственную деятельность тоже».

Программа Шмоллера состояла в превращении политической эко­номии из «голого учения о рынке и обмене» в историко-этическую науку, которая должна была давать, с одной стороны, скрупулезное описание фактического хозяйствен но го поведения, с другой — теорию моральных норм хозяйствования, этику формирования предпочтений к хозяйственной детельности. Имея в виду либеральную политэконо­мию и исторический материализм, а также расставленные «старой» ис­торической школой (особенно Рошером) географические акценты на­ционального своеобразия, Шмоллер сформулировал свое металогиче­ское кредо в критике «двух основных заблуждений»:

1) идеи «неизменной, вознесенной над временем и пространством нормальной формы организации народного хозяйства как некоторые ей константы, кульминирующей в свободной торговле, свободе пред­принимательства, свободе распоряжения земельной собственнос­тью»;

2) представления, что «внешние природные и технические дан­ности экономического развития суть абсолютные и единственные факторы, определяющие организацию народного хозяйства».

Не отрицая «ряда природно-технических причин» как «естествен­ного фундамента народного хозяйства», Шмоллер отвергал «ложное стремление» выводить «определенные состояния экономики прямо из первого ряда причин... объяснить из технических и природных предпосылок то, что лежит по ту сторону всякой техники». Вопреки «рационализму и материализму» Шмоллер настаивал на значении иного ряда причин, возвышающегося над природным и техническим фундаментом в качестве «своего рода более подвижной прокладки». Этот ряд составляют этические и культурные факторы, и только на обоих рядах «может быть возведено здание определенной народно­хозяйственной системы».

Г. Шмоллер и его ученики резко подчеркивали не только норма­тивную сторону политической экономии, но и неприятие абстрактно-дедуктивного метода Рикардо и анализа экономических явлений, изолированного от истории, географии, психологии, этики, юриспру­денции, от особых черт, налагаемых национальностью и культурой. Шмоллер не считал возможным применение математики в общест­венных науках и указывал, что человеческая психика — слишком сложная задача для дифференциального исчисления. Зато он был ак­тивным сторонником применения статистического материала и тре­бовал от своих учеников прежде всего «историко-хозяйственных мо­нографий», основанных на обработке массива эмпирических данных.

Благодаря близости Шмоллера к официальным кругам Герман­ской империи «новая» историческая школа стала господствующей в немецких университетах; ее влияние распространилось и за пределы Германии — в Англии, Франции, США, России. Германская истори­ческая школа в политической экономии способствовала формирова­нию экономической истории и экономической географии как осо­бых научных дисциплин.

У более молодых представителей школы уже не вызывал удовлетворения сугубый эмпиризм Шмоллера. Карл Бюхер (1847— 1930) в мо­нографии «Возникновение народного хозяйства» (1893), выдержавшей множество переизданий, предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Западной и Средней Европы с выделением трех ступеней в зависимости от длины пути, проходимого про­дуктом от производителя до потребителя: 1) ступени замкнутого до­машнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, и котором произведены; 2) ступени городского хозяйства, где произ­веденные предметы непосредственно поступают в потребляющее хо­зяйство; 3) ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя. С удли­нением пути обмена развиваются новые формы промышленности — от работы на себя и на заказ домохозяина к городскому ремеслу и да­лее к кустарной промышленности и фабричному производству. Две последние формы промышленности соответствуют ступени народ­ного хозяйства. Эволюция форм промышленности сопровождается распространением сферы влияния капитала вплоть до полного охва­та им национальной экономики.

На ступени домашнего производства нет капитала, а имеются лишь предметы потребления в разных фазисах их годности. В произ­водстве на заказ капиталом является лишь инструмент в руках работ­ника, изготовляющего продукт для потребителя либо дома у того, либо дома у себя; в ремесле — капитал пополняют помещение и сырье, но продукт сбывается непосредственному потребителю. В кустарной системе производства и продукт становится капиталом, но не работ­ника, а купца-предпринимателя; раньше, чем перейти к потребите­лю, продукт становится средством наживы одного или нескольких посредников-купцов — кустарь не имеет ничего общего с рынком сбы­та своих изделий. Наконец, в фабричной системе рабочий лишается капитала в виде материала и капитала в виде орудий — все составные части капитала сосредоточиваются в руках фабриканта-предпринимателя, который сам занимается сбытом своих товаров.

Исследование Бюхера подготовило шаг нового поколения моло­дой исторической школы к сочетанию эмпирического и абстрактно­го методов, исторического и теоретического анализа.

 

5. «Новейшая» историческая школа

В отличии от новой исторической школы представители следующего этапа – новейшей исторической школы, развивавшейся в первой трети ХХ в., уделяли большое внимание абстракции, стремясь сочетать ее с историческим подходом. Их теории имели тесно связи с активно развивающейся в то время социологией. Кроме того, под влиянием современных их философов В. Виндельбанда, Г. Риккерта и В. Дильтея они относили экономическую науку к классу « понимающих». Такой подход к экономической науке трактовался ими как альтернативный и теоретическому, и эмпирическому.

Самым популярным представителем этой школы  был Вернер Зомбарт (1863-1941), наиболее фундаментальным сочинением которого был «Современный капитализм» . В нем он исследовал развитие экономики, выделяя докапиталистическую стадию, ран­ний, развитый и поздний капитализм, начинающийся с Первой мировой войны. Кроме того, Зомбарт дал прогноз о следующей стадии в книге «Будущее капитализма» (1932). Эта стадия полу­чила у него название «организованный капитализм», основными чертами которого были государственное регулирование экономики и сочетание частной, коллективной (корпоративной) и государ­ственной собственности.

После второго издания «Современного капитализма» — рабо­ты все-таки в основном описательной, Зомбарт перешел к разра­ботке теоретического понятия «экономическая система», под ко­торым он понимал «определенную организацию хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйствен­ное мышление и применяется определенная техника. В понятии системы хозяйства приводится к логическому единству историчес­ки обусловленное своеобразие жизни». В 1925 г. он опубликовал работу «Порядок хозяйственной жизни», где дал характеристику «экономической системы», состоящей из трех частей: дух (эконо­мическое сознание, традиции), форма (экономическая организа­ция и управление), способ (техника, применяемая в производстве и обращении) — с подробной расшифровкой содержания каждой части. Зомбарт писал, что, насыщая эту схему конкретным исто­рическим материалом, можно дать сравнительный анализ любой исторически и территориально определенной экономики.

Другим видным представителем новейшей исторической шко­лы и, так же как и Зомбарт, известным социологом был Макс Вебер (1864—1920). В отличие от Зомбарта слава его нарастала в те­чение всего XX в. Среди его работ можно выделить такие, как «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйствен­ная этика мировых религий» (1916—1919) и «Экономика и обще­ство» (1920).

Вебер различал четыре вида социальных действий: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традицион­ные. Из них рациональным в духе классической политэкономии и маржинализма является первый вид действий, ценностно-раци­ональные действия осуществляются, если человек руководствуется определенными моральными ценностями, аффективные (чув­ственные) и традиционные действия вообще не связаны с логи­кой. Так же как и Зомбарт, Вебер исследовал «капитализм», кото­рый, по его определению, есть «такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли». Но в то же время, согласно Веберу, «капитализм» всегда имеет конкретную историческую ха­рактеристику.

Одним из реша­ющих факторов появления «духа» этого типа капитализма была протестантская религия, особенно ее кальвинистский вариант. Протестантизм выступал, во-первых, за самостоятельность личности, за ее право напрямую, помимо церковной иерархии, об­щаться с Богом, во-вторых, за активную мирскую деятельность, отвергая монашество, и в-третьих, за накопление богатства за счет скромного образа жизни богача, который, в свою очередь, пред­полагает не потребление этого богатства, а его инвестиции. Эта религиозная этика трансформировалась, как считал Вебер, в де­ловую, в результате чего европейского предпринимателя отлича­ют трудолюбие, честность и аскетизм. Для рациональной полити­ческой системы, основанной на гражданских свободах, предпо­сылкой была выборная система управления средневековых европейских «вольных» городов. Рациональное управление, полу­чившее у Вебера название «бюрократия» (без негативного смысла этого слова), создало систему законов и учреждений, охраняющих политическую и экономическую свободу человека. И наконец, ра­циональная наука, имеющая своей целью практическое воплоще­ние своих исследований, т.е. создание техники, стало основой европейской промышленности. Эта теория Вебера о возникнове­нии современного капитализма вызывала и вызывает большой интерес и дискуссии.

Третий представитель новейшей исторической школы Артур Шпитхоф (1873—1957) был известен как один из ведущих иссле­дователей экономической конъюнктуры в Германии, что в целом было характерно для многих представителей институционализма, с его постулатом о постоянной изменчивости экономики. Кроме того, им была выдвинута идея, что не только каждую национальную экономику, но и каждый этап ее развития нужно изучать с позиций отдельной экономической теории.

 

Заключение

Таким образом, рассматривая историю как особое орудие объяснения настоящего или обольщая себя надеж­дой открыть с ее помощью особые законы, которые были бы зако­нами развития народов, историческая школа строила себе иллю­зию. Но она имела все основания требовать наряду с экономической теорией в собственном смысле более значительного места для изу­чения экономических институтов, статистики и экономической ис­тории. Описание конкретной экономической жизни не только представляет само по себе живой интерес, но оно является и пред­варительным условием всякой теоретической спекуляции. Теоре­тик не может миновать тщательного наблюдения над фактами. Без него все его построения повиснут в воздухе. Самые отвлеченные мыслители-экономисты без труда признают это. Между прочим, Джевонс писал в 1879 году, что, по его мнению, "во всяком случае, дол­жна основаться наука развития экономических форм и отношений, или экономическая социология".

В то время как наука, казалось, находилась при последнем из­дыхании, в новой концепции исторической школы, - за недостат­ком великих синтетических построений, выпадавших на долю са­мых выдающихся умов, - было одно драгоценное средство для оживления ее, для подъема и приведения ее в соприкосновение со всей современной жизнью.

Историческая школа воспользовалась этим средством, совер­шенно обновив наши познания по экономии прошлых времен и дав, часто с удивительной точностью, описания некоторых наибо­лее интересных и сложных экономических институтов настоящего времени.

Правда, такая работа по природе своей отрывочна. Историче­ская школа собрала прекрасные материалы. Она еще не построила дворца с гармоничными очертаниями, в образе которого можно пред­ставить себе, может быть, неправильно, науку будущего. Она так­же не открыла новой нити Ариадны, которая позволяла бы ориен­тироваться в лабиринте явлений экономической жизни.

Эшли писал в одной статье: "Критика исторической школы до сих пор не привела к созданию новой политической экономии на исторических основах; даже в Германии за эти последние годы только в обширном трактате Шмоллера, по нашему мнению, даны некоторые неопределенные очертания подобной политической экономии".

И именно это обстоятельство должно было бы сделать истори­ческую школу более снисходительной к попыткам, предпринятым сначала классиками, а потом гедонистами и направленным к тому, чтобы иным путем удовлетворить испытываемую человеческим умом инстинктивную потребность упрощать действительность, чтобы лучше понять ее.

 

Список литературы

1.     История экономических учений/под ред. В.Автономова, О.Ананьина,  Н.Макашевой :Учеб. Пособие. – М: ИНФРА-М,2002.

2.     Подкидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М,2008.

3.     Горяинова  Л.В.  История  экономических  учений /  Московский международный  институт  эконометрики,  информатики,  финансов  и права. - М., 2003.

4.     Рифат Гусейнов, Юнона Горбачева История экономических учений: Учебник для вузов. -  М.: ИНФРА-М,2006.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.74K
Скачано: 336
Скачать бесплатно
10.10.10 в 22:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе