Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Проблематика и экономические программы социалистов – утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)

Проблематика и экономические программы  социалистов – утопистов (К. Сен-Симон,  Ш. Фурье, Р. Оуэн) [02.06.09]

Тема: Проблематика и экономические программы социалистов – утопистов (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.92K | Скачано: 295 | Добавлен 02.06.09 в 15:25 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы


План работы:

Введение 3

1. Возникновение и развитие утопического социализма 5

2. Взгляды Сен- Симона 7

3. Учение Ш.Фурье 10

4. Деятельность Р.Оуэна 12

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

Введение

Во все времена были люди, мечтавшие о лучшей жизни для человечества и верившие в возможность такой жизни. Они критически относились к действительности своего времени, пытались с ней бороться. Они анализировали и критиковали социально-экономический строй современного им общества. Эти люди не только предлагали переустроить общество, но и пытались придумать и обосновать более справедливый и гуманный строй. Их идей выходят за пределы политической экономии, но, несомненно, играют важную роль в этой науке.

 Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и  лишения  значительных  масс европейского населения, из  желания создать общество,

в котором гарантии благополучия  были представлены всем. Социалистические идеи рассматривались авторами во многих произведениях 16-18 вв., разных по своим научным и литературным особенностям. Это была только предыстория утопического социализма. Классический же период этого направления относится к первой половине 19 века.

К этому времени буржуазные отношения были достаточно развиты, чтобы они могли вызвать критику капитализма. В то же время противоположность между буржуазией и пролетариатом представлялась как конфликт между богатством и бедностью. Поэтому тогда ещё не было условий для возникновения научного социализма.

Утопический социализм достиг своих высот в трудах таких мыслителей, как Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

В данной работе происходит изучение истории возникновения и развития течения социалистов- утопистов, рассмотрение экономических программ видных деятелей этого направления.

Цель работы изучить и охарактеризовать проблематику и экономические программы социалистов – утопистов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения и развития утопического социализма

- изучить экономические взгляды социалистов утопистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна

Объект исследования- экономические программы социалистов-утопистов

Предмет исследования-

Теоретической основой контрольной работы служат учебно-методическая литература, труды зарубежных и российских ученых по исследуемой проблеме, Интернет-ресурсы.

 

1. Возникновение и развитие утопического социализма

В позднее средневековье (16-18 вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казнённый за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности. Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.

В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.

Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнёта испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провёл в казематах. Там он написал своё знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

В нём Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства – город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.

Однако ни утопического государства с необычными порядками, в чём проявилась историческая ограниченность их экономических проектов Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием.

 Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие социалисты-утописты Анри Клод, Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуен выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена предшествующей стадии другой, более высоко развитой. Представители утопического социализма, писал В.И.Ленин, «смотрели в ту же сторону куда шло» и действительное развитие; они опережали это развитие».

Классики буржуазной политической экономики считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты вскрывали пороки и язвы капитализма, его противоречия, указывая на бедность и нищету трудящихся масс. Критикуя капиталистический способ производства, великие социалисты-утописты заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их критика капитализма была острой и гневной, способствовала просвещению рабочих и подготовке условий для восприятия идей научного социализма.

В своих проектах будущей справедливости социальной системы социалисты-утописты предвидели многие черты социалистического общества, не ограничивались требованием реорганизации потребления и распределения, а выступали с идеей преобразования самого производства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному.

 

2. Взгляды  Cен-Симона.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825) — французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей отказывается от графского титула и дворянского звания, — является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «0 промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—1824) и др.

  Для К. Сен-Симона социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости.

В своих рассуждениях предстоящий переход от существующего к справедливому индустриальному общественному устройству он объявляет исторически неизбежным, ссылаясь на растущий потенциал ускоряющих приближение грядущих перемен факторов, как- то: наука, разум и передовые идеи. При этом в идеализируемом им индустриальном обществе так же, как у других социалистов-утопистов, предвидится исчезновение антагонистических классов и обретение правительством функций сугубо экономических вместо политических.

 Однако следует отметить, что в отличие от всех других представителей- утопического социализма, в том числе даже своих последователей, К. Сен-Симон отвергает частную собственность при социализме, подчеркивал, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею».

 Специфичность воззрений этого ученого наряду с позитивным отношением к частной собственности очевидна также из некоторых других присущих лично ему методологических и теоретических позиций.

Так, историзм в методологии К. Сен-Симона своеобразен настолько, что в его понимании разложение феодализма завершится тогда, когда обществом будут добровольно оплачены «все расходы по переходу от феодальной системы, видоизмененной в конституционный режим, к системе чисто промышленной...».Ненасильственный же характер этому переходу будет обеспечен, пишет он, если лично король Франции признает особую роль в обществе неких промышленников, благодаря которым громадное большинство нации станет жить в более счастливых условиях. Отсюда ученый заключает, что «изменение общественного устройства должно быть возвещено так же внезапно, как внезапно оно должно совершиться»

  Но кто же такие сен-симоновские «промышленники»?

Судя по определению К. Сен-Симона, «промышленник» — это земледелец и каретник, слесарь и столяр, фабрикант и купец, извозчик и матрос, то есть, все те) кто «составляет три крупных класса, которые называются земледельцами, фабрикантами и торговцами». К особенностям и достоинствам «промышленников» он относит то, что буд-то они:

• производят все богатства и поэтому владеют денежными средствами;

• достигают по численности более 24/25 нации;

• превосходят других в умственном отношении.

  В соответствии с его утверждением, класс «промышленников» прежде всегда противостоял двум другим «непромышленным классам» — дворянам и буржуа. Но с наступлением «эпохи переходной » (от феодализма к социализму) в составе нации остается только два класса, а именно: промышленники и расширивший свои границы «класс правителей», потому что буржуа «заставили допустить себя» в этот непромышленный класс и «теперь промышленники  должны содержать дворян и буржуа».

 Отсюда становится понятным, почёму К. Сен-Симон столь уверен в исторической миссии именно «промышленников» и в том, что «они возьмут высшее руководство достоянием государства... чтобы передать его в руки наиболее значительных людей в своей среде».

  Итак, по Сен-Сиону,. мирными усилиями «ученых и вождей промышленников», а также «волей короля» грядет падение непромышленного «класса правителей», что предопределит:

• закономерную перемену «современного строя» на систему «наиболее полного равенства, какое только возможно»;

• ликвидацию анархии — «величайшего зла для честных людей»;

• учреждение во всей Европе «промышленной системы» и «уничтожение системы феодальной»

Наконец, К. Сен-Симон убежден и в необратимости итогов «нынешней революции», полагая, что благодаря ей впредь благосостояние государства начнет развиваться с необычайной быстротой и что поэтому «общество будет обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать человеческая природа»

 

3. Учение Ш.Фурье

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772—1837) родился в семье коммерсанта и вынужден был обучаться. купеческому делу. Он был бухгалтером и кассиром, экспедитором и письмоводителем, коммивояжером и биржевым маклером, изнутри увидел жестокость строя, где один наживается за счет другого. И на всю оставшуюся жизнь возненавидел эту «мастерскую лжи», этот мир торгашества и спекуляции.

Фурье не получил серьезного систематического образования, хотя основательно занимался самообразованием. Он увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Изучал физику, химию, астрономию, анатомию. С помощью анатомии пытался понять и увязать телесное устройство человека с его страстями.

Проблема человека стала главной в социальной философии Фурье: человек и счастье, человек и природа, человек и общество — центр его интересов.

На его мировоззрение оказали влияние и французский материализм 17 в., хотя в его произведениях нет ссылок на труды материалистов и французский мистицизм. Фурье разделял веру мистиков в одушевленность миров. 

 Источником его прозрения был и промышленный Лион, поездки по другим городам Франции, занятия коммерцией, и проблемы восставшей Франции, антагонизм нищеты и богатства. Среди богатого наследия ученого наиболее значительными трудами являются: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808); «Теория всеобщего единства» (1822); «Новый промышленный мир и общественный мир» (1829); «Новый хозяйственный и общественный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти» (1829).

Шарль Фурье особенно интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анархия, разгул страстей: человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека — право на труд.

Для создания «гармонии страстей» необходимо социальное, правдивое, привлекательное производство, а именно небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и имающаяся трудовой деятельностью. Это — фаланга, в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах — дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фалакг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению социетарного строя. Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в соотношении 5:4:3.

Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились.

В деталях и мельчайших подробностях описывал Ш. Фурье в своих произведениях идеальный строй будущего и возможные пути перехода к нему. Воображение часто перехлестывало границы разумного, неуемная фантазия иногда забивала научный, здравый подход. Фурье писал об океане лимонада, о превращении ночи в день, о выведении людьми анти крокодилов и анти клопов. Над этими представлениями, как и над страстью Фурье все классифицировал, немало потешались. Но сквозь все эти фантазии пробивалась главная мысль: буржуазное общество настолько противоречиво, настолько анти человечно, что неизбежно — чем раньше, тем лучше —. должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии подготовленным всей предшествующей историей.

  Изобретатель (так он любил себя называть) выдвинул множество разнообразных идей в различных областях человеческого знания. Но Фурье был сыном своего времени, поэтому он многого не понимал. Он был полон иллюзий, но в одном был убежден вполне: настанет время, когда люди будут счастливы.

  В созданное воображением Фурье общество гармонии верили целые поколения. И не только верили, но и пытались вслед за учителем воплотить грезы в действительность.

 

4. Деятельность Р.Оуэна

Роберт Оуэн (1771—1858) — сын деревенского шорника и торговца железными изделиями, мальчик в мануфактурной лавке, в 18 лет совладелец небольшой мастерской, а в 20 директор прядильни в Манчестере. Роберт Оуэн еще в 1800г., став во главе фабрики, начал опыт в Нью-Лэнарке (Шотландия), увлекся идеями Гельвеция, Руссо, Морелли, Локка и Гоббса. Под влиянием просветителей он приходит к мысли, что нельзя ставить в упрек человеку ею невежество и другие пороки, поскольку человек — продукт среды и его недостатки — следствие пороков существующего общества. Свою формулу «среда — характер» Р. Оуэн называет единственным открытием, которое спасет человечество.

Воспитание детей он рассматривает как одно из важнейших условий переустройства общества, подготовляющих «новый нравственный (то есть социалистический) мир».

Неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию положения детей на фабриках, Оуэн описывал вопиющие картины использования детского труда в Англии и Шотландии. Он был родоначальником фабричного законодательства. По закону, подготовленному им, на английские фабрики стали принимать детей только с 10 лет.

 Осуществляя эксперимент сначала в Манчестере, затем в Нью-Лэнарке, Оуэн занимался филантропической деятельностью: сократил рабочий день, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений не только для детей, но и для взрослых. Под влиянием его деятельности рабочий поселок в

Нью-Лэнарке, насчитывающий 2,5 тыс. человек, средоточие пороков, превратился в дружное общество. Были устранены все меры принуждения, включая полицию. Роберт Оуэн стал кумиром «долины чудес».

 Экономический кризис 1815—1817 гг. породил у него критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. В докладной записке парламентскому комитету по борьбе с безработицей Роберт Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков — общин без частной собственности, духовенства и властей. С обоснованием проектов утопическою коммунизма он выступает на страницах газеты «Таймс» и на митингах, Через 30 лет, оценивая переход в своей деятельности от благотворительности к социальным преобразованиям, Р. Оуэн сказал: «Это был величайший день в моей жизни, я исполнил свой долг!».

Он ратовал за создание коммунистического общества без революционных потрясений, пытался убедить в полезности своих проектов английский парламент, королеву Викторию. В 1825году ему удалось организовать в США коммунистическую колонию (Новая Гармония), в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония просуществовала с 1825 до 1829 года В Англии им были созданы колонии «Орбистон» и «Мизеруэлл», которые распались, не выдержав натиска капиталистической системы.

  Р. Оуэн устраивал в Лондоне меновые базары, где деньги заменялись трудовыми бонами — рабочими деньгами, учитывающими количество труда, затраченного владельцами товаров на их производство. Но капиталистический рынок смел и меновые базары. Принцип оплаты труда с помощью «рабочих денег» был в социальной системе Оуэна шагом в сторону уравнительства.

 Взгляды Р. Оуэна, его работы и высказанные в них идеи о строе общности, о новом человеке, об объединении людей для созидания, об уничтожении частной собственности звучали тогда злободневно. Его деятельность на этом поприще не принесла ему прибыли, он разорялся, что позволило некоторым английским историкам иронизировать: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумашествию». В начале 30-х годов 19 века Оуэн участвовал в профсоюзном и кооперативном движении, основал «Великий национальный союз производств». В дальнейшем это нашло развитие в кооперативном движении Англии и в некоторой мере предвосхитило синдикализм.

 Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последователей социалистов-утопистов и в других странах.

 

Заключение

Непреходящее значение для судеб экономической науки реформаторских пректов социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье состоит в том, что они базируются на во многом обоснованной критике присущих либеральной рыночной экономике явлений (анархия и хаос в хозяйственной жизни, противоположность частнособственнических и общественных интересов), содержат обоснование целесообразности таких экспериментов, которые бы обеспечивали насущные в этой связи преобразования. Причем, ратуя за социально-экономические преобразования, они в своих реформах выдвигают на первый план задачи научно-промышленного совершенствования общества, повышение культурного, образовательного и нравственного уровня людей.

 Достижение своих реформаторских идей социалисты-утописты «новой волны» считают возможным исключительно мирными средствами, имея в виду активное содействие в этом либо правительства (как К. Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (как Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники). И каждая из этих позиций, как свидетельствуют их программы реформ, была на протяжении 15 и 20 столетий в большей или меньшей степени реализована, в том числе в последние десятилетия в рамках различных доктрин социального контроля общества над экономикой, социального рыночного хозяйства и других.

 Итак, учение социалистов-утопистов (которое традиционно принято называть с акцентом на «утопическое» либо «социалистическое», то есть в смысле его несбыточности), в самом деле, имеет все же весьма ценные и значимые элементы с точки зрения сбывшихся предвидений социального и экономического характера. Это представляется особенно важным признать с учетом нынешних реалий в российском обществе, требующих выработки социально ориентированной концепции развития экономики страны.

 

  Список использованной литературы:

1.  История экономических учений: Учебник для вузов /Под ред. проф. КС. Адвадзэ, проф. А.С. Квасова. — М.: ЮНИТИ-ДАТА,2004. — 391 с.

2.  История экономических учений. Ч. 1: И 85 Учебное пособие /Под ред. В. А. Жамина, Е. Г. Василевского. М.; Изд-во МГУ, 1989. — 368 с.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е Изд., перераб. и доп. —   М.: ИНФРА-.М, 2006. — 480 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 19.92K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
02.06.09 в 15:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе