Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Электоральное поведение: социально-психологическая теория

Электоральное поведение: социально-психологическая теория [30.01.14]

Тема: Электоральное поведение: социально-психологическая теория

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Реферат | Размер: 21.84K | Скачано: 253 | Добавлен 30.01.14 в 12:12 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: не указан


Оглавление

Введение 3

Социально-психологический подход 4

Критика и последние тенденции 7

Индивидуальное мнение 10

Заключение 11

Список использованной литературы: 12

 

Введение

Одной из важнейших задач политической науки является изучение электорального поведения. Используя инструментарий различных подходов, учёные на протяжении уже шести десятилетий анализируют этот феномен человеческой экзистенции. На сегодняшний день исследователи выделяют три главных методологических направления (См.: [Мелешкина, 2001], [Мавликасов], [Ослон, Петренко]):

  1. Социологическое (П. Лазарсфельд, С. Липсет, С. Рокан);
  2. Социально-психологическое (Э. Кэмпбелл, П. Конверс, У. Миллер, Д. Стоук);
  3. Теория рационального выбора (Э.Дакне, М.Фиорина).

Их сторонники объясняют природу электорального поведения  влиянием долгосрочных факторов – социально-демографических, партийно-идеологических и рационально-экономических соответственно.  Они не отрицают влияния иных факторов, но приоритеты в детерминационной функции отдают профильным показателям. Тем не менее, псефология – дисциплина, изучающая поведение избирателей, до сих пор располагает большим количеством неисследованных лакун.

К сожалению, рассмотреть функциональный аппарат каждого направления в данной работе, не претендующей на всеобъемлимость и категоричность, не предоставляется возможным. В связи с этим фактом рассмотрим лишь социально-психологический подход.

 

Социально-психологический подход

Инициаторы социально-психологического подхода в своей работе во многом опирались на опыт предшественников-социологов. А именно на работу Лазарсфельда, Берельсона и Гаудета «Выбор народа» [The peoples’ choice, 1948], в которой исследователи сформулировали следующее положение:  «в каких социальных условиях живет человек, таковы и его политические взгляды. Социальные характеристики определяют политические предпочтения» [Шестопал, 2004, с.239.].

Развивая интенцию социологов, но используя иные методы (пришедшие в политическую науку из социальной психологии) и посылы (одним из оснований зарождения социально-психологической модели было появление теории о взаимовлиянии политических ориентаций граждан и институтов политического представительства), учёные из Мичиганского университете в 50-х гг. ХХ в совершили прорыв в исследовании электорального поведения. Отправной точкой социально-психологической теории являлась монография «Американский избиратель» [The American Voter, 1960], в которой анализировались  президентские выборы в США 1952 и 1956 гг. Авторы работы утверждали, что поддержка партии на выборах напрямую связана с психологической идентификацией индивида с этой партией. «Фактически было предложено следующее объяснение формирования электоральных политических предпочтений: выбор осуществляется исходя из психологических характеристик человека, которые закладываются в период социализации индивида и зависят, прежде всего, от социально-психологического окружения, от тех норм и ценностей, которые распространены среди его ближайшего окружения» [Ковров, 2007, с. 21.].

Последователи «мичиганских отцов» социально-психологической теории развили направление и сформировали следующие системообразующие тезисы:

- голосование есть инструмент демонстрации избирателями своей политической идентификации и чувства преданности к поддерживаемой ими партии, идеологии;

- для большинства избирателей характерно ощущение близости к какой-либо партии (партийная идентификация) или идеологии;

-главным агентом формирования партийной идентификации является семья, где формируется партийная лояльность;

- главная функция партийной идентификации заключается в том, чтобы помочь избирателю справиться с политической  информацией и выяснить, за какую партию голосовать;

- изменения в партийной идентификации (за исключением некоторых периодов) являются сугубо индивидуальными и зачастую отражают изменение принадлежности к группе, возникающее вследствие географической или социальной мобильности.

 

Список использованной литературы:

  1. Артёмов Г. Политическая социология..-[Электронный ресурс].- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/artem/index.php Дата обращения: 01.06.12
  2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология.-[Электронный ресурс].-  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dilig/index.php Дата обращения:01.06.12
  3. Ковров В.Ф. Теоретико-методологический анализ электорального поведения: социологический аспект : монография / В.Ф. Ковров. - М.: Издательство «Палеотип», 2007. -188 с.
  4. Лапкин В.В. Трансформация политических ценностей российских избирателей // Политическая наука.- 2002.- №2. С.56-85.
  5. Мавликасов А.Х. Классические подходы к изучению электорального поведение: возможности их применения в современной России.-[Электронный ресурс].- http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1418/34578_5185.pdf Дата обращения: 01.06.12
  6. Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального поведения: от опросов к моделям. - [Электронный ресурс].- http://sociologos.net/files/Oslon%20A.,%20Petrenko%20E.%20Faktory%20e'lektoral'nogo%20povedeniya..%20ot%20oprosov%20k%20modelyam%20(FOM,%202003)(ru)(T).pdf Дата обращения: 01.06.12
  7. Основные модели электорального поведения. - [Электронный ресурс].- http://socialworkstud.ru/lekczii-po-issledovanie-soczialno-ekonomicheskix-i-politicheskix-proczessov/307-osnovnye-modeli-elektoralnogo-povedeniya.html Дата обращения: 01.06.12
  8. Охременко И.В. Электоральное поведение: теория вопроса: Учебное пособие: в 2 ч. Ч.1.-Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002.– 52 с.
  9. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учеб. материалов /Е.Ю. Мелешкина, О.А. Топтыгина, Н.В. Анохина, О.А. Малаканова; Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. - М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2001. - 302 с.
  10. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. - М.: МГИМО МИД РФ, Проспект, 2011.– 624 с.
  11. Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис.- 2003.-№3. С.120-130.
  12. Руднев М.Г. Влияние страны происхождения и страны проживания на базовые ценности: (по результатам изучения европейских мигрантов). - [Электронный ресурс].-http://conf.hse.ru/2012/program Дата обращения:01.06.12
  13. Силантьев К.С. Социально-структурные и ценностные детерминанты электорального поведения в современной России: дис. … канд. социол. наук. – СПб.:Б.и., 2006.-202 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.84K
Скачано: 253
Скачать бесплатно
30.01.14 в 12:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе