Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Государственное регулирование рыночной экономики

Государственное регулирование рыночной экономики [09.06.13]

Тема: Государственное регулирование рыночной экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 73.77K | Скачано: 394 | Добавлен 09.06.13 в 21:31 | Рейтинг: +9 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет


План

Введение 3

1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику 4

2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 9

3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика) 20

Список использованной литературы 23

Разбор экономической ситуации 24

Заключение 25

 

Введение

Тема “Государственное регулирование рыночной экономики” очень важна, потому что проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории государства. Пожалуй, нет ни одной страны, которая бы не столкнулось с этой проблемой. В России в настоящее время эта тема также актуальна.

Особо большое значение эти проблемы приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночный механизм выступает в роли регулятора хозяйственных связей. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства. Рынок немыслим без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже становятся международными. Эти обстоятельства явились причиной смены взглядов на роль и место государства в экономике.

Итак,  тема “Государственное регулирование рыночной экономики” является очень актуальной на сегодняшний день и имеет большое практическое значение.

Цель данной курсовой работы — глубоко изученить государственное регулирование рыночной экономики как макроэкономического явления.

Данная курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части будут рассмотрены: необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, функции, методы и направления государственного регулирования экономики, как в целом, так и применительно к Российскому государству.

В практической части будет рассмотрена экономическая ситуация по данной теме.

 

1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику

В развитии экономики во второй половине XX века появилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической жизни общества. При этом общепризнанным является тот факт, что наиболее эффективным является конкурентный рыночный механизм. Все экономисты сходятся в понимании того, что “невидимая рука” рынка должна дополняться “видимой рукой” государства. Однако у разных экономистов существует разное понимание того, в какой мере государство должно вмешиваться в рыночные процессы.

Рыночная экономика — это экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. [12]

Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Как и любая социально-экономическая модель, рыночная модель не является абсолютно идеальной: существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Основные недостатки рыночного механизма:

1. Функционирование рынка основано на стихийном действии экономических факторов. Вследствие этого рыночная экономика нестабильна и подвержена цикличности: подъем сменяется спадом, затем следует кризис, сменяющийся новым подъемом.

2. Излишне неравномерное распределение доходов. Следствием функционирования свободного рынка является неизбежное расслоение общества на богатых и бедных, что, в свою очередь, влечет за собой социальную напряженность.

3. Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство многих общественных благ, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Рыночная среда не поддерживает развитие таких областей, как: здравоохранение, образование, культура, спорт, фундаментальные науки, то есть все те области, которые по определению не приносят дохода. Помимо этого, не формируются социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии.

3. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов.

4. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках возникают монополии, если этому не противодействует государство.

5. Появление нежелательных внешних эффектов (экстерналий), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды вредными веществами.

6. Невозможность контроля денежной массы в обращении. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства, поэтому имеет место либо нехватка, либо же наоборот, изобилие  денег.

Таким образом, рыночной экономике присущи недостатки, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Также без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. [9, с. 192]

Деятельность государства направлена на достижение главной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования.

Центральный вопрос государства — проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.

Основные функции государства в рыночной экономике:

1. Стабилизация экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции и стимулирование сбалансированного экономического роста. Заключается в том, что государство в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период подъема экономики сдерживает свою активность.

2. Обеспечение занятости. Проблема безработицы является одной из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. С целью ее недопущения государство регулирует рынок рабочей силы, создает службы занятости, организует новые рабочие места, занимается подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров.

3. Регулирование цен. Цены влияют на структуру хозяйства, устойчивость национальной валюты, инвестиционный процесс. В связи с этим государство проводит политику ценообразования.

4. Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих экономических субъектов. Данная функция заключается в том, что государство разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия.

5. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов. [3, с. 615]

6. Обеспечение научно-технического прогресса. Эта функция означает, что государство должно взять на себя разработку научно-технических программ в важнейших сферах национальной экономики и их финансирование.

7. В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных решений, которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т.д.

8. Создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования. Эти методы будут подробно рассмотрены во втором вопросе.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики в развитых странах: консервативная школа и кейнсианская школа.

Консерваторы выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность и утверждают, что рыночная система представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления со стороны государства. По их мнению, рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику.

Так, австрийский экономист Ф. Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль “ночного сторожа”, не вмешиваясь в экономические процессы. [3, с. 608]

Позиции консерваторов противостоят приверженцы новых принципов — кейнсианцы. Теоретическое осознание роли государства связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он впервые доказал необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Также была доказана невозможность самоисцеления экономики в период спада или кризиса.

В целях улучшения управления национальным хозяйством все страны с высокоразвитой экономикой применяют смешанный тип управления, который представляет собой органическое соединение достоинств обоих хозяйственных механизмов.

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Обе стороны — рынок и государство — существенны.

Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества.

Исходя из вышеизложенного, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

 

2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. [4, с. 104]

К объектам государственного регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Имеется своего рода пирамида функций государственного регулирования экономики, которые находятся между собой в определенной зависимости, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент.

Высшими, центральными функциями неизменно являются:

1. Формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы).

2. Формирование наиболее благоприятных условий для поддержания общественной стабильности.

Все остальные функции вытекают из этих двух, но они периодически видоизменяются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в тесной взаимосвязи.

Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются следующие главные функции госрегулирования (функции первого порядка), объединяемые понятием “магический четырехугольник”:

1. Обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны.

2. Минимизация безработицы.

3. Обеспечение стабильности цен.

4. Достижение внешнеэкономического равновесия, выражающегося в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе.

В экономической науке взаимосвязь этих четырех величин, получила название “магический четырехугольник”.

О “магическом четырехугольнике” говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим.

При достижении одной цели, зачастую приходится мириться с тем, что другие задачи будут решены лишь частично либо не решены вовсе.

Так, увеличение уровня занятости, обычно, влечет за собой рост инфляции. Повышение безработицы, как правило, означает торможение экономического развития. А искусственное оживление экономической жизни, во многих случаях приводит к ухудшению платежного баланса страны и/или наращиванию темпов инфляции.

Само его существование означает, что нельзя одновременно решить все экономические проблемы – выделяя приоритетные цели и направляя усилия на их решение, необходимо чем-то жертвовать. “Магия” как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно. [4, с. 361]

Сравнивая конфигурации четырёхугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, можно получить представление о результативности стабилизационной политики правительства.

 

На рис. 1 изображён “магический четырёхугольник” для ФРГ. Как видим, правительство ставило своей целью достижение темпов прироста ВНП в среднем на 4% в год (нижняя ось); при этом уровень цен не должен был превышать 2,5% в год (верхняя ось); уровень безработицы - быть не выше 1,5 % (правая ось), а доля чистого экспорта в ВНП составлять не менее 1,5% (левая ось). На рисунке также видно, что на деле правительство ФРГ смогло обеспечить прирост ВНП лишь на 3%, уровень инфляции составил 5,5%, уровень безработицы составил 1,5%, а доля чистого экспорта в объёме ВНП оказалась менее 0,5%.

Из высших функций госрегулирования вытекают различные функции   второго порядка. К ним можно отнести, например:

1. Создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции.

2. Стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста.

3. Непрерывная модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции.

4. Сглаживание экономического цикла.

5. Обеспечение социально приемлемого уровня занятости населения, предотвращение и сглаживание чрезмерных различий в доходах.

6. Поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита).

7. Поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды.

Из функций первого и второго порядка вытекают функции третьего порядка и так далее. Число таких функций неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными.

Свои регулирующие функции государство осуществляет на основе определенных методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей и накопленного опыта регулирования. Однако мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Методы государственного регулирования экономики представляют свод способов и форм, с помощью которых органы государственной власти реализуют возложенные на них функции по регулированию экономических процессов. [9, с. 420]

Методы государственного регулирования экономики:

1. Косвенные (экономические). К экономическим методам государственного регулирования относятся те, с помощью которых государство оказывает воздействие на факторы непосредственно рыночных отношений, таких как совокупный спрос и совокупное предложение, денежное обращение и налоги. [9, с. 421]

2. Прямые (административные). К административным методам государственного регулирования относятся методы разрешения, запрета и принуждения. [9, с. 420]

В рыночной экономике преобладают косвенные (экономические) методы, в то время как для командной экономики характерно преобладание прямых (административных) методов регулирования.

Основные косвенные (экономические) методы государственного регулирования экономики:

1. Денежно-кредитная политика. Основные инструменты денежно-кредитной политики: норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на открытом рынке ценных бумаг. С помощью этих инструментов государство противостоит инфляции, регулирует процентные ставки, а через них и инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывает весомое воздействие на движение курса акций.

2. Налоговая политика. Использование финансовой системы для регулирования экономики предполагает осуществление государством сбора налогов с экономических субъектов и перераспределение имеющихся в распоряжении государства денежных ресурсов через бюджетную систему. Таким способом государство получает возможность, с одной стороны, содержать себя и социальную сферу, перераспределять доходы, а с другой — способствовать развитию определенных сфер и отраслей экономики. [9, с. 421]

3. Политика государственных расходов. Важнейшим средством госрегулирования во всех странах Запада выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных (“полугосударственных”) фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном, медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. [7, с. 362] Политика государственных расходов помогает сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы, осуществить структурные преобразования производства.

4. Государственное предпринимательство. Сущность этого метода заключается в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Это относится к тем отраслям, где капиталоемкость и срок окупаемости сравнительно высоки, что не привлекательно для частного предпринимательства. Например, добывающая промышленность, энергетика, транспорт, связь.

5. Государственное программирование, планирование и прогнозирование. С помощью научно обоснованных национальных программ государство получает возможность сконцентрировать свои ограниченные средства на решении наиболее важных для страны на данный момент задач. При этом для реализации таких программ государство стремится привлечь предпринимателей, специалистов, ученых, представителей центральных банков и профсоюзы, предоставляя им благоприятные условия инвестирования в эти программы. Применение таких программ связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами этих программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение [9, с. 202]:

1. В бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства).

2. В кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой).

3. В фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц).

4. В социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Рассмотренные выше методы государственного регулирования направлены в основном на национальное хозяйство. Однако наряду с этими методами в распоряжении государства имеются и иные эффективные инструменты, такие как: законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений, стимулирование экспорта.

Основные прямые (административные) методы государственного регулирования экономики:

1. Прямой государственный контроль над монопольными рынками. Государство заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предпринимателей исполнять нормы государственных правовых актов — трудовой и административный кодексы, законы о минимальной оплате труда, о продолжительности рабочей недели и т.д.

2. Государственный заказ. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований.

3. Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов). [4, с. 105]

4. Правовые методы. К ним относятся методы разрешения, запрета и принуждения. С помощью разрешительных административных методов государство осуществляет регулирование развития определенных сфер деятельности, степень открытости внешнеэкономических отношений и др. Запретительные способы наиболее распространены в деле охраны окружающей среды и в использовании невоспроизводимых природных ресурсов. Например, государство вправе запретить производство тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу. Вправе оно запретить и те виды деятельности, которые нецелесообразны для общества.

Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры можно изобразить в виде схемы (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В то же время любой административный метод оказывает косвенное воздействие на ряд экономических процессов.

Также выделяют внешнеэкономическое регулирование. Оно воздействует на все важнейшие аспекты внешнеэкономической деятельности развитых стран: их участие в международной торговле товарами и услугами, миграции капитала и рабочей силы, а также валютно-расчетные отношения. К нему относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров), субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам, налоговые и другие льготы иностранным инвесторам, квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа, покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.

По объекту воздействия со стороны государства выделяются следующие виды регулирования:

1. Регулирование инвестиций. Государство воздействует на общие, условия инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат.

2. Госрегулирование сбыта. Государство осуществляет госзаказы и воздействует на ценообразование.

3. Госрегулирование рынка труда. Оно нацелено на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы спросу на нее в количественном и качественном отношении.

4. Экологическое регулирование. Оно включает в себя государственное поощрение инвестиций в возведении сооружений, улучшающих состояние окружающей среды, установку максимально допустимого уровня выброса вредных веществ, экологические налоги.

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить следующие основные формы государственного регулирования экономики:

1. Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика). Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы устоям рыночного хозяйства, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

2. Среднесрочное (на 4-5 лет) и долгосрочное целевое регулирование (включает в себя структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу). Первоочередное назначение такого регулирования состоит в расчете ожидаемых доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период.

Государственное вмешательство в экономику имеет свои пределы. Так, например, недопустимы любые действия, разрывающие связи внутри рыночного механизма.

Таким образом, для осуществления регулирования экономических процессов государству требуется комплексная система методов и инструментов.

 

3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика)

Макроэкономическая политика государства представляет собой набор определенных целей в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. [9, с. 422]

Экономическая политика России последних лет не была однозначной. В ней можно выделить два основных периода: политику переходного периода (последнее десятилетие ХХ в.) и нынешнею политику периода экономической стабилизации и экономического роста (конец ХХ — начало XXI в.).

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических отношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Основными целями на тот момент были:

1. Создание основ рыночной экономики.

2. Экономическое выживание и поиск путей для стабилизации.

Средствами достижения этих целей явились:

1. Создание правовой базы, регулирующей рыночные отношения.

2. Структурная перестройка.

3. Начало кардинальных экономических реформ.

За это время осуществлены:

1. Разгосударствление и приватизация.

2. Переход к рыночному ценообразованию.

3. Были положены начала созданию условий для конкуренции, формированию правовой базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, структурной перестройке.

Характерной чертой переходного периода являются быстрые темпы развития сферы услуг, а также отраслей топливно-энергетического комплекса и других базовых отраслей, продукция которых стала в больших количествах поставляться на экспорт.

Современный этап экономического развития России имеет существенные отличия от предыдущего. Он характеризуется определенной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается на внутренние источники, а не на заемные средства, а в структуре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

Приведем основные макроэкономические показатели России за 2011 г. на основании данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [13]

ВВП

54,6 трлн. руб.

Рост ВВП

4,3 %

ВВП на душу населения

$13 236

Инфляция

6,1 %

Доля населения за чертой бедности

13 %

Безработица

5,2 %

Доля в мировой экономике

4,1 %

Экспорт

$301,7 млрд.

Импорт

$167,4 млрд.

Основной смысл политики нового этапа экономического развития России изложен в правительственной Программе социально-экономического развития Российской Федерации.

В качестве главных целей она устанавливает [14]:

1. Повышение уровня жизни населения на основе роста объема ВВП.

2. Модернизацию экономики и повышение ее эффективности.

3. Совершенствование институциональной среды, доведение ее до уровня, необходимого для стимулирования экономического роста на основе притока инвестиций в реальный сектор экономики.

4. Совершенствование финансовых отношений, направленное на выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в инструмент активного вмешательства государства в экономику.

 

Список использованной литературы

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. - М.: Юристъ. - 2008.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: ТК Велби: Проспект. - 2008.

3. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебник. - 6-е изд.; перераб. и доп. - М.: Маркет ДС. - 2008.

4. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. - М.: Книжный дом. - 2009.

5. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономика: учебник для вузов. – М.: Академический Проект. – 2010.

6. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА. - 2006.

7. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономист. - 2006.

8. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос. - 2007.

9. Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008.

10. Экономическая теория в вопросах и ответах / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект. - 2008.

Интернет

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (энциклопедия).

12. http://dic.academic.ru/ (словарь).

13. http://www.gks.ru (сайт Госкомстата России).

14. http://www.minfin.ru (сайт Министерства финансов России).

15. http://www.cbr.ru (сайт Центробанка России).

 

Разбор экономической ситуации

Политика «шоковой терапии» времен перехода от централизованно-планируемой к рыночной экономике применялась в РФ потому, что (выберите и поясните выбор ответа):

а) неэффективное использование ресурсов – это меньшая проблема, нежели спад общественного производства;

б) необходим ощутимо продолжительный переходный период;

в) безработица в стране – большая проблема, чем инфляция;

г) неэффективное использование ресурсов – это большая проблема, нежели спад общественного производства.

Ответ: г) неэффективное использование ресурсов – это большая проблема, нежели спад общественного производства. Сторонники “шоковой терапии” выступали за быстрый переход к системе, обеспечивающей эффективное использование ресурсов. За большую скорость такого перехода приходится платить кратковременным глубоким спадом и массовой безработицей.

 

Заключение

 

Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.

Итак, государственное регулирование рыночной экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Особо большое значение государственное регулирование экономики приобрело в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах. Эти обстоятельства явились причиной смены взглядов на роль и место государства в экономике. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день.

Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов господствующих элит.

Для достижения указанной цели перед нами были поставлены следующие задачи: рассмотреть необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, а также функции, методы и направления государственного регулирования экономики, как в целом, так и применительно к Российскому государству. В практической части была рассмотрена экономическая ситуация по данной теме.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9
Размер: 73.77K
Скачано: 394
Скачать бесплатно
09.06.13 в 21:31 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе