Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества  [07.11.11]

Тема: Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.45K | Скачано: 295 | Добавлен 07.11.11 в 19:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Развитие экономической мысли Древней Греции

Глава 2. Развитие экономической мысли Древнего Рима

Глава 3. Развитие экономической мысли Средневекового общества

Заключение

Список литературы

 

Введение

У истоков западной экономической мысли стоят великие мыслители Древней Греции и Рима. Тогда, более двух тысячелетий назад, еще не произошло четкой дифференциации научного знания, и в сочинениях античных ученых наряду с анализом вечных для человека философских проблем – сути бытия, бессмертия, счастья – могли содержаться высказывания, относящиеся к сугубо практической сфере жизни общества – его экономике. Были и специальные трактаты, посвященные вопросам ведения хозяйства (Катон Старший, Варрон, Колумелла). Наиболее выдающиеся мыслители древности – Платон и Аристотель.

Средневековая западноевропейская мысль испытывала сильное влияние античности. Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о «справедливой цене».

Христианство также оказало огромное влияние на экономическую мысль средневековья. Все, что не согласовывалось с христианской этикой, считалось злом, в частности, порицались занятие ростовщичеством, присвоение торговой прибыли. Между тем эти явления распространялись все шире. Противоречия между моралью и экономическими реалиями снял христианский теолог и монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225-1274).

 

Глава 1. Развитие экономической мысли Древней Греции

 

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII-VI вв. до н.э. полис – город-государство, представлявший собой общину граждан-земледельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В V в. до н.э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономической мысли пришелся на IV в до н.э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Два его произведения посвящены экономическим вопросам:

1. Сочинение «О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин.

2. «Экономикос» («Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Основной целью хозяйственной деятельности он считал производство полезных вещей, то есть того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения. Деньги Ксенофонт рассматривал, прежде всего, как богатство, то есть важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Кроме того, он признавал и функцию денег как средства обращения.

Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопросы экономической политики государства. Он считает, что для увеличения доходов Афин государство должно оказывать покровительство метекам (чужеземцы), а также купцам и судовладельцам.

Платон. В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. По его мнению, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), воины, а также ремесленники; рабы находятся вне социальной структуры общества.

Чтобы исключить корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач – управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен. Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству. Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы. Земледелие играет ведущую роль в экономике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда – государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Отношение Платона к торговле было неоднозначным. Он отмечал, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег – меру ценности (стоимости).

Аристотель. Экономические вопросы он рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т.е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика».

Оптимальный тип государства представляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, т.к. они не обладают пороками бедных и богатых – развращенностью и несправедливостью. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему государству, другая – отдельным гражданам». Только граждане имеют право управлять государством и защищать его. Остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах.

Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Главной целью экономики является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». К экономике он относит земледелие – наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути, представляющую собой обмен предметами первой необходимости. Хрематистика (искусство наживать состояние) является неестественной сферой, главная ее цель – «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег: 1) торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, транзитную и розничную; 2) ростовщичество; 3) наемный труд; 4) разработка и использование природных богатств; полезных ископаемых, лесов и т.п.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельности, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, первоначально существовала меновая торговля – простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как вообще средство обмена. Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Аристотель первым в экономической науке поставил вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров. Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средство обращения.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. По его мнению, люди от природы разделены на две основные группы. Первая группа – те, у кого душа властвует над телом, а разум – над стремлениями (им природой предназначено властвовать). Вторая группа – те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания» (рабы). Рабы – это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении… насущных потребностей» хозяев.

 

Глава 2. Развитие экономической мысли Древнего Рима

Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах (XII таблиц), в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов), в литературе (в «Георгиках» Вергилия), в хозяйственных документах. Однако в отличие от большинства древневосточных стран в Риме, так же как в Греции и Китае, появились специальные произведения, посвященные хозяйственным вопросам.

Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и классическое рабство, достигшее в Риме расцвета в III-I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства.

Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны. Рим «добивался импорта товаров при помощи меча, а не путем его оплаты продуктом искусной работы».

Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.

Выразителем интересов крупного рабовладельческого хозяйства Древнего Рима был Марк Порций Катон Старший (234-149 до н.э.) – автор трактата «О земледелии». В этом произведении еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является руководством для начинающего хозяина. Он досконально знал сельское хозяйство. Земледелие – самое почетное и самое выгодное из всех видов хозяйственной деятельности.  Из земледельцев, утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти». Главное внимание Катон уделяет прибыли. Важнейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

Упомянутый трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения.

Катон дает советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу».

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества.

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон (116-27 в. до н.э.). Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве. Как Катона, Варрон считал главной целью производства получение прибыли, также отмечал необходимость повышения товарности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства, совершенствовать организацию труда.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда. Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения. Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффективности хозяйства Колумелла отводит вилику (управляющему), от которого требует глубокого знания хозяйства, высоких моральных качеств, преданности своему господину. Однако, чтобы устранить соблазн нажиться за счет хозяина, он предполагает назначить великом неграмотного раба, поскольку тот не сможет подделывать отчеты, счета.

В трактатах Колумеллы, Катона, Варрона нашли отражение чисто практические вопросы, связанные с сельскохозяйственным производством. Теоретическое рассмотрение экономических проблем в Риме не получило широкого распространения. Однако некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы теории. Самым известным из них был выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.). Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются  и некоторые вопросы теоретико-экономического характера. Цицерон считал, что естественным свойством природы является справедливость. И она должна распространяться на все категории населения, в то числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд вес необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.

Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности.

 

Глава 3. Развитие экономической мысли Средневекового общества

Экономическая мысль западного средневековья развивалась вместе с эволюцией общества.

Изучая экономические учения средневековья, следует, прежде всего, обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в документах и использовавшиеся для обоснования юридических норм. Сюда относятся: записи обычного права т так называемые «Правды» отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений, цеховые уставы, экономическое законодательство городов и т. д.

Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию. Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и внеэкономическое принуждение непосредственных производителей – крестьян, находившихся в личной зависимости от феодала. Крестьяне были в большей степени, чем рабы, заинтересованы в результатах труда, так как некоторую часть времени могли работать и в своем личном хозяйстве.

В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.

Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневековья по сравнению с античностью имела две главные особенности:

1. Идейное господство католицизма, проникшего во все сферы жизнедеятельности западноевропейского общества. Согласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться.

2. Феодальная организация общества, опиравшаяся на институт вассалитета, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.

Экономическая мысль Средневековья нашла наиболее заметное отражение в «Салической Правде» (конец v – начало VI в.) и «Капитулярии о виллах» (начало IX в.). В первом источнике экономические проблемы сводятся к верховному праву общины на пахотную землю и пастбища, а также к постепенному разложению общинного строя. Однако второй исторический памятник главную роль в экономической жизни отводит организации феодальной вотчины, опирающейся на натуральное хозяйство и крепостничество. Здесь уже хозяином земли является феодал. Феодальная вотчина представляла собой замкнутое, самодостаточное хозяйство. Оброки в натуральной форме, ремесло, обеспечивающее минимальные потребности, мало способствовали развитию рыночных отношений.

В период классического Средневековья западноевропейские экономические идеи испытали значительное влияние канонистов. «Свод канонического права», составленный монахом Грацианом (середина XII в.), хотя и объявлял общую собственность идеалом, но не отвергал наличие института частной собственности, посланной якобы Богом за грехи и предусматривающей раздачу милостыни. Канонисты признавали угодными Богу лишь занятия земледелием и ремеслом. Торговля в целях получения прибыли и ростовщичество категорически осуждались.

Наиболее обобщенное освещение экономические идеи канонического права нашли в трактате «Сумма теологии» Фомы Аквинского (1225/26-1274). Утверждая, что Бог – верховный собственник всего сущего, Ф. Аквинский, ссылаясь на Аристотеля и тексты Священного писания, провозглашал правомерность существования рабства и крепостничества. А частная собственность, по его мнению, предоставляет человеку возможность жить в соответствии установленным Богом порядком, подобающим его сословию. Государство должно быть самообеспеченным., отдающим приоритет естественным формам богатства.

Ф. Аквинский определил свое отношение к цене товара, давая ей своеобразную сословную трактовку. По определению Ф. Аквинского, «справедливая цена» учитывает равенство пользы обмениваемых вещей. Но за феодалом или другими представителями привилегированных сословий остается право продавать товар дороже его естественной цены, так как эти сословия гораздо важнее и значительнее для общественной жизни, чем рядовые крестьяне или ремесленники.

Довольно противоречиво выглядит его отношение к деньгам, обладающим «внутренней ценностью». Признавая, что порча монет недопустима, он в то же  время исключал возможности определенного отклонения государства от «номинальной ценности» денег. Осуждая, ростовщичество, Ф. Аквинский вместе с тем оправдывал широкомасштабные ростовщические операции католической церкви, осуществляемые якобы из благородных побуждений. Критикуя получение торговцем барышей, он одновременно считал, что торговая прибыль может быть обоснованием оплаты труда купца, возмещением его затрата перевозку груза, организацию реализации товара и своего рода готовность к определенному риску. Подобными рассуждениями оправдывалась и земельная рента, взимаемая церковными или светскими феодалами, так как эта плата включала стоимость части продукта, полученного с земли собственника, а также окупала труд по управлению хозяйством.

Никола Орем, Никколо Макиавелли. В «Тракте о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» (XIV в.) Н. Орема нашли отражение мысли о деньгах как инструменте, облегчающем обмен товаров. Его перу принадлежит первая попытка обосновать металлическую теорию денег. Деньги из благородных метолов (золота и серебра) обладают такими важными свойствами, как однородность, делимость, сохраняемость. Порча монеты, по мнению ученого, может привести к существенной дезорганизации кредита, к девальвации фиксированных доходов и др.

Работа Никколо Макиавелли «Государь» (XVI в.) дает рекомендации государю: быть скорее скупым, чем щедрым, не обременяя, тем не менее, своих подданных чрезмерными налогами.

Западноевропейские средневековые ереси. Бюргерские еретики выступали против богатства церкви. Ссылаясь на образцы первых христианских общин, они призывали к «нестяжению». Приводя тексты Библии, они напоминали о всеобъемлющей идее равенства всех людей.

В свою очередь ересь восставших крестьян и представителей городских низов была более радикальной. Здесь требования выходили за рамки всеобщего равенства всех сословий. Они включали ликвидацию всех привилегий, повинностей и налогов. Крестьянское восстание Жакерия во Франции (1358) выступало за свободную индивидуальную собственность крестьян и превращение их в свободных мелких товаропроизводителей. Программа участников крестьянского восстания под руководством У. Тайлера в Англии (1381) включала требования по ликвидации крепостного права и всех феодальных повинностей, раздела земли между крестьянами, ранее захваченной церковными и светскими феодалами. Еще более решительной оказалась программа крестьянской войны в Германии (1525). Ее вождь Томас Мюнцер проповедовал идеи насильственного свержения феодального строя, отмену крепостничества, передачу власти народу и установление общества без частной собственности и эксплуатации. Все эти экономические идеи получили развитие на новом этапе западноевропейской истории.

 

Заключение

Сообразно с развитием человеческого социума экономическая мысль прошла сложный эволюционный  путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. Одни из первых попыток анализа экономической действительности были предприняты в Древней Греции выдающимися мыслителями Платоном и Аристотелем. Философы указывали на приоритет сельского хозяйства в экономике, осуждали торгово-ростовщические операции, подчеркивали незыблемость рабовладельческих отношений. Наиболее совершенной формой хозяйствования признавались натуральные отношения.

Продуктом римской цивилизации в области экономики стали работы, посвященные практической стороне экономики – вопросам рационального ведения хозяйства (Катон Старший, Варрон, Колумелла).

Средневековая экономическая мысль находилась под сильным влиянием античности в условиях идейного господства католицизма. Становление феодальных отношений, с иными, нежели у рабовладельческих приоритетами, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов, сведенных к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян. Учение о «справедливой цене», доведенное до логической завершенности Фомой Аквинским, в полной мере отвечало данным задачам. Выдающимся мыслителем средневековья Фомой Аквинским также были решены важные методологические  вопросы, найден компромисс между рамками христианских доги и развивающимися экономическими отношениями. В целом, экономические изыскания философов античности и ученых средневековья стали необходимой предпосылкой для  формирования и становления экономической науки.

 

Список литературы

1. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Ядгаров Я.С. История  экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М,  2006.

3. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.

4. История экономических учений: Учебное пособие / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: Инфра-М, 2006.

5. Агапова И. И. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001.

6. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1980.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.45K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
07.11.11 в 19:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе